1. Вы выбрали профессию учителя, а в детстве кем мечтали стать?
Что было определяющим для Вас, когда Вы поступали в педагогическое высшее учебное заведение?
В детстве я мечтала стать учителем. В нашей школе - воронежская средняя школа No51- у нас работал учителем истории Фарбер Пётр Иосифович. Он был завучем, а потом директором. Светлая память этому человеку. Это была легенда всего нашего микрорайона, города и области. Заслуженный учитель РФ. Замечательный учитель, великолепный человек. Ученики школы, родители и просто люди, знавшие его, уважали, ценили и благодарили Петра Иосифовича за его преданность профессии, умелое руководство, человечность, знание предмета, неравнодушное отношение ко всем школьным проблемам. Не только я одна выбрала профессию учителя благодаря ему. Сейчас на здании нашей школы установлена мемориальная доска, посвящённая Фарберу П.И. В нашем городе таких памятных досок
директорам школ можно пересчитать по пальцам одной руки.
2. Что предшествовало Вашей работе директором гимназии?
До гимназии No2 я работала директором воронежской школы No80 (1983 – 1990 г.). В процессе работы появилось много идей и планов, которые можно было воплотить в новой школе с новым составом педагогов. Я ездила на многочисленные семинары, научные конференции в Москву, Ленинград, Харьков, Бухару. Перечитала гору педагогической литературы, познакомилась с новаторами того времени. Тогда сформировалась концепция развития учащихся в современной школе. И только после этого мы начали подбирать педагогов на работу в нашу гимназию.
3. Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли Вы с
этим?
Дети никогда не становятся «трудными» сами по себе. Для этого всегда есть объективные причины. И их надо знать, чтобы можно было создать индивидуальную программу работы с каждым. Но сказать, что все дети «трудные», нельзя. Дети отражают внутреннее состояние жизни семьи, города, страны. И здесь нужен глобальный подход.
4. А каким было Ваше поколение? Что интересного запомнилось Вам из
школьных лет?
Наше поколение, точно так же, как и сейчас, было разным. Единственное, что нас отличало от сегодняшнего, – это взгляд на жизнь не через денежную купюру. Мы были все волонтёрами, готовыми прийти на помощь любому просто так, без денег.
5. А какой ученицей были Вы? Случалось ли Вам самой бывать в кабинете
директора?
В кабинете директора первый раз я была, когда Пётр Иосифович давал мне письменную рекомендацию для вступления в комсомол в 7 классе. А потом чаще по разным вопросам, т.к. меня на общем комсомольском собрании выбрали секретарём комсомольской организации школы. Было много интересного: от разбора персональных дел по случаю драки, кражи до проведения «Осеннего бала» в школе, туристического похода, выезда на работу в колхозы.
6. Чем отличается образовательная деятельность гимназии No2 от других общеобразовательных учреждений нашего города?
Сейчас я не могу ответить на этот вопрос, а тогда, в 1991 году, это была школа продлённого дня, когда ученик (гимназист) мог получить знания не только по обязательным общим предметам, но и по интересам. Наша учительница истории Северинова Людмила Павловна (ныне пенсионерка) написала тогда такие стихи:
...Скажите, где, в которой школе,
Урок окончивши восьмой,
Заявят вам по доброй воле:
«Я не хочу идти домой!»?
7. На этот вопрос просто так не ответишь.
Нужно хорошо подумать.
8. Если бы Вы не были директором, то кем бы Вы хотели стать?
Я бы осталась учителем.
9. Ваше жизненное кредо?
Если ты что-то делаешь, то делай это основательно, практично, красиво, на долгие годы.
10. Поделитесь каким-либо воспоминанием о Вашей работе директором.
Воспоминаний очень много. Я просто перечислю некоторые, они займут много времени – поэтому только обозначу. Можно поведать вам
• о том, как в 1990 – 91 г. рушился Союз, вся система управления страной и на финансирование школы-новостройки (нашей гимназии) не было денег. Не было денег, чтобы закончить стройку и закупить оборудование и мебель. Мне пришлось обращаться в вышестоящие инстанции, попросту говоря «ходить с протянутой рукой»;
• о том, как склады, куда поступало школьное оборудование, привозили огромные фуры (при том, что у гимназии только возводили стены), но это никого не волновало, нам говорили: «Забирайте, или отдадим другим школам!» И приходилось за свой личный счет искать людей для разгрузки и прятать всё в подвалах соседних школ. Конечно, не
обошлось без краж;
• о том, как будущие учителя и будущие учащиеся вычищали школьные помещения от строительного мусора (экономия средств), чтобы застелить полы и продолжить стройку. Мы тогда не всё успели сделать. И после линейки 1-го сентября наши дети пошли в 85-ю и 88-ю школу заниматься в подсменах. Это продолжалось до 19-го ноября. Вот почему этот день стал днем рождения гимназии. Совпал этот день с днём рождения М. В. Ломоносова. Задержались занятия ещё из-за того, что школьная мебель фабричного производства стала излучать фенол и формальдегид. СЭС запретила начинать работу, пока мы своими силами не покроем эту мебель лаком в 3 слоя. Родители и педагоги снова взялись за кисточки и респираторы;
• об оформлении гимназии с помощью выпускников Воронежского художественного училища (столовая, лестничные переходы, витражи и т.д.);
• о процессе заключения договора о совместной деятельности гимназии и Воронежского государственного университета. О создании в гимназии предметных кафедр и методического совета. Об издании учебного пособия «История в лицах» совместно с историческим факультетом ВГУ;
• о создании творческой группы для разработки основополагающих и локальных документов гимназии. О создании Совета гимназии и организации его работы;
• о проведении 2-х дневного психологического тренинга для педагогов гимназии;
• об открытии музея гимназии;
• об организации учебного процесса (иностранные языки делились на 3 группы, уроки ИЗО были сдвоенными (и благодаря этому у нас постоянно менялась выставка картин, созданных учениками), третьим уроком физкультуры была хореография), о большом перерыве и
прогулках на воздухе, об организации работы столовой и прочее;
• об обменной программе с США (штат Техас), с Германией, о встрече гостей из Англии, Финляндии и др.;
• о зарождении традиций гимназии:
- день рождения 19 ноября,
- посвящение в гимназисты первоклашек,
- неделя науки,
- родительская неделя,
-творческие отчеты коллективов в конце учебного года,
заканчивающиеся гала-концертом,
- выпуск газеты гимназии,
- попытка организовать работу кабельного телевидения.
Наверное, я не всё перечислила. Пусть меня дополнят педагоги – старожилы нашей гимназии.
Если вы всё это прочитали, спасибо за внимание. С уважением, экс-директор гимназии Дегтярева Нина Петровна.
1. Вы выбрали профессию учителя, а в детстве кем мечтали стать?
В детстве я мечтала стать учителем, а учителем математики хотела стать с 7 класса.
2. Что было определяющим для Вас, когда Вы поступали в высшее педагогическое учебное заведение?
Определяющим для меня при поступлении в педагогический институт был пример моих любимых учителей.
3. Думали ли Вы, что когда-нибудь станете директором этой школы? Как Вы к этому пришли?
Я никогда не думала, что когда-нибудь стану директором. Просто так сложились обстоятельства.
4. Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли Вы с этим?
Я не согласна с тем, что нынешнее поколение детей «трудное». Просто они другие.
5. А каким было Ваше поколение? Что интересного запомнилось Вам из школьных лет?
Наше поколение росло на законах пионерских и комсомольских организаций, на примерах пионеров-героев Великой Отечественной войны. Из школьных лет запомнился сбор макулатуры и металлолома.
6. Какой ученицей были Вы? Случалось ли Вам самой бывать в кабинете директора школы?
Я никогда не была отличницей, стабильная хорошистка, я была борец за справедливость и вступала в спор с некоторыми учителями, когда они были неправы о отношению к ученикам. Поэтому я была в кабинете директора, но чаще - в кабинете завуча.
7. Чем отличается образовательная деятельность гимназии No2 от других общеобразовательных учреждений нашего города?
Гимназия No2 отличается от других образовательных учреждений не только учебными программами, но и микроклиматом между всеми участниками образовательного процесса.
8. Благодаря Вам наша школа очень сильно изменилась, она стала более современной. Что еще бы вам хотелось сделать? Какой Вы видите школу завтрашнего дня?
Моя задача была не столько изменить школу, сделать её более современной, сколько сохранить традиции и микроклимат, созданные в предыдущие годы.
9. Если бы Вы не были директором, то кем бы Вы хотели стать?
Я очень люблю детей и хотела бы стать учителем.
10. Ваше жизненное кредо?
Моё кредо – всегда говорить правду, но не всегда всей правды
11. Поделитесь каким-либо воспоминанием о Вашей работе директором.
Как пела Эдита Пьеха, «нам рано жить воспоминаньями»!
1. Вы выбрали профессию учителя, а в детстве кем мечтали стать?
Так... Кем же я мечтала стать в детстве? Кем только не мечтала! И певицей, и актрисой, и балериной, и доктором. Кстати, и учителем тоже. Почему? Потому что выполняла обязанности старшей сестры. Мне это нравилось. И портнихой мечтала. Даже было и такое! Я занималась рукоделием в детстве, а сейчас осталось это как хобби. То есть я умею вышивать, вязать и крючком, и спицами и шить немножко.
2. Что было определяющим для Вас, когда Вы поступали в педагогическое высшее учебное заведение?
Буду честна с вами: это абсолютная случайность, что я выбрала в итоге педагогический институт. В 9 классе, если вспомнить свое школьное время, я стала призером областной олимпиады по биологии, увлекалась как раз таки биологией и химией. И тогда в Московском институте микробиологии открывали кспериментальную группу. Мне стали приходить контрольные работы, я их выполняла, и по окончании 10 класса (тогда их было 10, а не 11, как сейчас) мне пришло приглашение о том, что меня возьмут в эту группу, но родители, к сожалению, испугались меня отпускать в чужой город, потому что мне было всего 16 лет. На семейном совете мы долго думали: поступать в Воронежский университет на хим-био, либо в пединститут на химию-биологию, либо в медицинский. Но в меде я испугалась физики. И мой дядя (он в Воронеже занимался общественной деятельностью) сказал: «А не попробовать ли тебе пойти в пединститут, на исторический?» Я без подготовки сдала все экзамены с легкостью и поступила. В общем- то... так я и пришла в школу.
3. Думали ли Вы, что когда-нибудь станете директором этой школы? Как Вы к этому пришли?
Нет, я никогда не думала, не знала и не гадала. У меня муж военнослужащий, по окончании пединститута по его распределению (так как жена должна была ехать за мужем) мы уехали в Бурятию, пробыли там 5 лет. Была возможность и там поработать учителем. А когда перевелись в Воронеж, пришлось устраивать детей в школу. При гимназии был детский сад, туда я отвела младшую, а старшую отправила в школу. И пришла на единственное свободное место – полставки библиотекаря. Потом – куратор, учитель истории, затем заместитель директора по воспитательной работе. А когда предыдущий директор заболел, назначили меня исполняющим обязанности. Впоследствии все само собой получилось. Но я очень рада, что сейчас я работаю в такой должности.
4. Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли Вы с этим?
Нет, я с этим не согласна, потому что нравственные ценности остались прежними. Просто вы другие, другое время, больше возможностей, свободы, больше открытости. Вы другое поколение, которое соответствует своему времени.
5. А каким было Ваше поколение? Что интересного запомнилось Вам из школьных лет?
Школьные годы... Так много времени прошло, чтобы навскидку вспомнить что-то важное и яркое. Я могу только сказать, что очень любила школу, свой класс. Мы и сейчас устраиваем встречи, общаемся в социальных сетях, муж - мой одноклассник.
6. А какой ученицей были Вы? Случалось ли Вам самой бывать в кабинете директора?
Я училась всегда очень хорошо, легко. На тот момент, когда мы оканчивали школу, медалей не было, был средний балл аттестата, который нам помогал при поступлении, и за этот средний балл аттестата боролись, чтобы добавить его к вступительным экзаменам. Вот у меня он был 4,75: две четверки - одна по геометрии, другая по НВП. Всегда нравилось мне учиться! Активной я была очень, даже по путевке ездила в «Артек». Так что у меня была такая бурная школьная жизнь!
7. Чем отличается образовательная деятельность гимназии No2 от других общеобразовательных учреждений нашего города?
Во-первых, мы единственные, и это не моя заслуга, потому что я уже третий директор, это заслуга моих предшественников. Первый директор гимназии Дегтярева Нина Петровна изначально добилась того, что мы в 1991 году открылись как инновационное образовательное учреждение с углублённым изучением английского языка. И сейчас мы имеем статус языковой школы. Конечно, это нас отличает от других образовательных учреждений не только Коминтерновского района, но и города. По похожей системе работает еще гимназия им. А.Кольцова. Есть немецкая и французская гимназии. Из языковых школ, собственно, и все. Статус этот сохранила и закрепила Бурдюг Милентина Николаевна, тогда было сложное время, перестроечные годы, но ей это удалось. Сейчас эти традиции сохраняю я. Гимназия востребована, она на плаву и по-прежнему дает хороший уровень именно гуманитарного образования. Вот эта образовательная среда нас и отличает от других школ. Было бы неправильно сказать, что только благодаря мне гимназия имеет сейчас такой статус. Просто мне выпала такая честь – руководить этим образовательным учреждением. Но это, безусловно, результат усилий и всего педагогического коллектива, и родителей (потому что мы все-таки стараемся работать каким-то единым коллективом), и наших выпускников, и вас, сегодняшних гимназистов. Кроме того, я сторонник развивать ту инновационность, которая изначально была нами заявлена. Поэтому мы работаем в соответствии с современными требованиями, являемся инновационной площадкой. Сейчас у нас реализуется инновационный проект профилизации, в том числе и ранней. У гимназистов есть возможность, помимо нашего основного профиля, выбирать другие направления: технологический, химико-биологический, социально-экономический, гуманитарный и филологический. То есть мы следим за современными трендами. Это позволяет нам быть востребованной школой. И как директору, конечно, мне бы очень хотелось видеть гимназию полностью реконструированной (само здание и его помещения), тем более что нам очень тесно, потому что вместо положенных по нормам 700 человек мы обучаем 1500 детей в одну смену.
8. Если бы Вы не были директором, то кем бы Вы хотели стать?
Я много думаю над этим, особенно когда устаю от рутинных вопросов (потому что директору некогда пойти к вам на мероприятие лишний раз, сходить на уроки к учителям – то, что мне очень нравится делать). Учебной деятельностью мне не хватает времени заниматься. Когда возникают какие-то сложные вопросы, очень хочется сказать: «Все, надоело» Я точно знаю, что занялась бы бизнесом, потому что мужу помогала всегда, когда тот ушел в бизнес, и сейчас помогаю. Скорее всего, это было бы дело, связанное с образовательными услугами.
9. Ваше жизненное кредо?
Это очень легко: я человек жизнерадостный, улыбчивый. Поэтому надо ко всему относиться с оптимизмом, верить в лучшее, и тогда все обязательно будет хорошо!
10. Поделитесь каким-либо воспоминанием о Вашей работе директором.
Воспоминаний очень много! Я люблю все события школьной жизни, и, если у меня есть время, я обязательно прихожу на эти мероприятия. Но самые, конечно, волнующие и волнительные события – это праздник Первого звонка, когда берешь новое поколение, встречаешь малышей, а потом Последний звонок, когда видишь взрослых, сложившихся личностей и понимаешь, что они обязательно будут успешными, что гимназия дала им все самое необходимое для того, чтоб свой жизненный успех они несли дальше.